Рассказ, посвященный поступлению
Это сейчас я сижу в кафе рядом с красной площадью, пью прекрасный кофе, дописываю свой небольшой рассказ и ловлю бесплатный интернет, а в моей сумке лежит студенческий билет одного из лучших университетов РФ — ГУ-ВШЭ, в котором есть два штампика, которые свидетельствуют о том, что я учусь на втором курсе на полюбившемся мне факультете, но то время, с которого я хочу начать, было не таким. Прочитав следующее предложение, многие могут новомодно сказать что-то вроде: «привет, капитан очевидность», но, как мне кажется, это стоит проговорить. Важно знать чего хочешь именно ты в этой жизни, а не кто-то другой (родители, родственники, друзья). И если ты будешь это знать и работать над собой, то всё в твоей жизни будет хорошо.
В девятом классе я учился в общеобразовательной школе, и на выпуске, думая о продолжении обучения, мне можно было мечтать разве что о кировском филиале Московской Государственной Юридической Академии. Но именно в этот год моя жизнь кардинально изменилась — я поступил в Кировский экономико-правовой лицей — лучший в своём роде в городе, который к тому, же является региональный центром ГУ-ВШЭ. Заканчивая его, каждый второй поступает в лучшие университеты страны, а иногда даже во время учёбы в одиннадцатом классе, благодаря всероссийским и вузовским олимпиадам.
В десятом классе, общаясь с выпускниками, которые уже учились, кто в Москве, кто в Петербурге, я не задумывался, где бы хотел учиться, мне было не важно, в каком из двух городов учиться. Главным на тот момент для меня было то, чтобы «ВУЗ» предоставлял общежитие, и я бы учился за счёт государства. Мне просто хотелось жить в городе, который бы не был таким серым и спокойным. Но в одиннадцатом классе, я уже думал по-другому, я хотел не куда-то, а именно в вышку. В феврале, я решил, что помимо простых экзаменов буду сдавать ЕГЭ, так как в то время, абитуриенты имели выбор: засчитывать результаты ЕГЭ, или же сдавать вступительный. И это была своего рода проверка сил и перестраховка, но также и дополнительная трата времени (так как вышкинские тесты гораздо сложнее единых государственных). Именно тогда я начал усиленно учить только те предметы, которые мне надо было сдавать (обществознание, история России, русский и английский языки). На остальные предметы мне пришлось «забить», потому что они мне были не нужны для поступления, и большого рвения в их изучении у меня не было. Многие мои одноклассники пытались успевать всё, и мне было их жаль, я не понимал, и до сих пор не понимаю, зачем им нужен был «красивый» аттестат. Хорошие оценки не покажешь при поступлении (если ты конечно не медалист, и не сдал профильный предмет на «отлично», а в то время это давало право на поступление), у приёмной комиссии будут только результаты твоих экзаменов и имя, и больше ничего. В итоге некоторые предметы «страдали», и я окончил лицей с двумя тройками, но они не сыграли абсолютно никакой роли в моём поступлении.
Почти все лицейские выпускники учатся на факультетах связанных, с правом или экономикой. Так как у нас была хорошая правовая подготовка, то уже тогда я понял, что это не для меня, и начал искать, куда я такой неопределившийся нужен. О факультете прикладной политологии я даже и не слышал, так как все мои знакомые как сумасшедшие поступали на вышеперечисленные специальности. Но на вышкинском сайте, я нашёл не только его, но и также факультет философии. Там же нашёл одну отличную возможность получить высший балл за обществознание, при победе в конкурсе «Юных политологов». Этой возможностью пользуются также далеко не все, из всей параллели я один писал такую работу. Писать пришлось за один день, так как я принимал участие в традиционном лицейском конкурсе «мистер лицея» и успешно позабыл о сроках. За день, благодаря интернету и учебнику по политологии профессора Мельвиля (который на тот момент преподавал в МГИМО, а сейчас работает на ФПП ГУ-ВШЭ) я написал работу, которой не хватило балла до прохода в очный тур. Но это меня не расстроило, напротив, я стал усиленнее готовиться к предстоящей мартовской олимпиаде. У меня было несколько ватманов, на которых я записывал основные темы обществознания, а в общественном транспорте я зубрил основные даты и «деяния» правителей России. Также я исправно посещал лицейские занятия и вышкинские подготовительные курсы, и ещё пользовался помощью с репетиторами. Но олимпиаду я написал плохо, и второй тур прошёл без моего участия.
Шли дни, месяцы, и напряжение нарастало: родители, знакомые, одноклассники и учителя, и всем было интересно одно: как же готовится новоиспечённый «абитуриент», и все вроде подбадривают, но это жутко раздражает, и те школьники, которые сейчас готовятся, меня поймут. Многие пили успокоительные, чтобы заглушить волнение, а кто-то справлялся самостоятельно. Прошёл выпускной, я сдал ЕГЭ по обществознанию и истории, вкупе с обязательными. Результаты были средними, этого было явно не достаточно для поступления на желанный факультет, оставалась моя последняя надежда — английский язык, который я знал хуже сданных предметов. Но, благодаря тому, что я собирался засчитать сданные ЕГЭ по русскому, истории и обществознанию, то мог целиком посвятить себя изучению английского, что не могли себе позволить остальные.
До вступительного по английскому оставалось чуть больше месяца, и, поссорившись с родителями, они в итоге решили, что больше не будут спонсировать мои занятия с репетитором. Для меня это был удар, так как денег у меня не было, и мне пришлось продать свой сотовый, чтобы продолжать обучение. Но я его продолжил, и через 3 недели мы с мамой отправились в Москву.
Передо мной стоял сложный выбор: скорее неудачная попытка поступления на факультет политологии в Москве или питерская вышка, а также моя мама для «перестраховки» усиленно лоббировала факультет права в Академии (полное название называть из вежливости не буду, почему — поймёте, прочитав ниже, только отмечу, что это государственное учебное учреждение). В своём городе я не подавал документы ни в один ВУЗ. С помощью лицейских выпускников и «контакта», я нашёл несколько студентов, которые помогли своими советами и рассказали в целом про обучение на своих факультетах, и это здорово помогло мне в выборе. Уже тогда, проанализировав результаты прошлогодних вступительных кампаний, я выбрал факультет философии, четвёртый вариант. Выбрал его потому что был не уверен в сдаче английского на высокий балл, а на ФФ сумма баллов, обязательных для зачисления была одним из самых небольших. И, даже при относительно низкой отметке, я проходил и становился студентом философского факультета.
Но всё было не так просто, как может показаться. Чтобы поступить в Академию, нужно было пройти несколько испытаний, который не заканчивались на сдаче экзаменов, также надо было пройти психологические тесты и сдать нормативы. При сдаче теста на наркотики со мной произошёл неприятный инцидент, который во много повлиял на моё последующее решение. Для того чтобы пройти этот тест, нужно было сдать анализ мочи. Я иду в уборную, а за мной следует один из нынешних студентов. И стоим мы, вместе, делаем своё дело, и между нами возникает неожиданный для меня диалог. Он спрашивает: «ты юзаешь?» и, я с явным недоумением переспрашиваю что же он имел ввиду. На что он опять же вопрошает, но с ещё большим недоумением, мол, откуда я такой недалёкий взялся, и объясняет, что он имел ввиду, употребляю ли я наркотики? Услышав отрицательный ответ, он спросил: «Почему?», на что я ответил, что мне это не нужно. После я спросил, как у них с этим, и он сказал, что «отлично», и что я ничего не понимаю. Конечно, подобные «товарищи» есть везде, и это скорее был аргумент для впечатлительной мамы, но он почти сработал. В этот же день мне звонят из питерской вышки, и сообщают, что по итогам олимпиады (там мне её зачли), я поступил на бюджетное место на факультет прикладной политологии. И, чтобы перестраховаться, было принято решение ехать в Санкт-Петербург. Мы с мамой наивные, думаем, что билеты есть, отправляемся за ними, и на вокзале узнаём, что есть или люксовые места за 10.000 рублей, или же сидячие. В итоге туда и обратно, я ехал в купе с двумя койками, нас было шестеро, было, мягко говоря, жарко и душно, но мне повезло больше, так как я мог спать на столе. Чтобы избежать очереди в приёмной комиссии, мне надо было приехать заранее, но я не успевал, и в метро оказалась огромная очередь за жетонами, но тут меня выручила незнакомая девушка, которая оказалась выпускницей МГУ. Она дала мне жетончик, и, выслушав позже мои поступательные рассказы, пожелала мне удачи. Мне повезло, день в дождливой столице был солнечным, и люди, работающие в приёмной комиссии, также были дружелюбны ко мне, и объяснили, что делать в том случае, если я приеду к ним снова, но уже для того, чтобы забрать документы.
Перед отъездом в столицу, в мой вагон ворвалась женщина с клеткой для попугая, в которой сидел копошащийся в опилках кролик. Этой клеткой и кроликом на перроне, она избила своего возлюбленного, а после того, как мы отправились, женщина настырно хотела нажать стоп-кран с криками «Я не хочу в Москву» и «что я наделала!» Я тогда почему-то, как и некоторые пассажиры, боялся, что из-за этого поезд может сойти с рельс, так как скорость он успел набрать. Но всё обошлось, и через полчаса она уже мирно спала.
После второй бессонной ночи, на утро я получаю смску от мамы, которая уговаривает сдать экзамен в Академию через 3 часа (они почему-то не засчитывали ЕГЭ по истории). На вокзале мне приходится долго объяснять, почему мне не стоит туда ехать, и в итоге ссоримся, потому что она хочет, чтобы я учился в Москве, а не в Питере, и, не важно, в ГУ-ВШЭ или же в Академию. И я никогда не забуду тот решающий момент, когда я настоял, и мы отправились узнавать результаты экзамена по английскому. Как сейчас помню едва мокрые ступени на выходе к «Библио-глобусу», светит солнце, идёт лёгкий дождик и дует ветерок, и мы всё ближе и ближе подходим к корпусу, а я, как бабочка, пролетающая мимо, медленно, но верно направляюсь к корпусу. Но тут лирике приходит конец, и перед нами выстраивается огромная очередь из людей, которые нехотя забирают документы, кому-то звонят и объясняют, что будут делать, кто-то плачет, а через несколько метров кто-то радуется. И мы подходим к стенду, а там заветный проходной балл, а потом слёзы матери, и завистливые взгляды и бурчание непоступивших. Но на звонки родственникам и друзьям у меня не было времени, так как мы уже бежим за билетами на вокзал. Это была суббота, а последний день работы приёмной комиссии в Санкт-Петербурге был — воскресенье (как мне сказали в приёмной комиссии), и мне надо было забрать их именно на следующий день, потому что понедельник был последним днём подачи документов в Москве. Билеты опять были только самые дорогие и самые дешёвые, но каким-то невероятным образом мама договорилась, и нам продали «плацкартные» билеты туда и обратно. Если бы я тогда пошёл сдавать экзамен и не настоял на своём, то табло Ленинградского вокзала, вряд ли бы показало наличие билетов.
Я был в восторге, но этот восторг прекратился, когда в 10 утра охранник в корпусе питерской вышки сообщил мне, что они сегодня не должны работать и чтобы я подходил в понедельник. То ли я перенервничал, и не понял ребят, работающих в приёмной комиссии, то ли они ошиблись. Я был в отчаянии, и не знал, что делать. Моё отчаяние усиливалось, так как билетов на самолёт, чтобы я успевал в понедельник до назначенного времени, не было. Стирал асфальт этого замечательного города своими кедами, звонил знакомым студентам, и спрашивал совета, но никто не знал что делать.
И, даже не знаю, чтобы я тогда делал, если бы не пришёл через несколько часов в то же место. На этот раз, вся комиссия оказалась в полном составе. Ребята, подающие документы на коммерцию, не понимали, как это я приехал забирать документы, когда все должны их приносить. Ночью на вокзале, я случайно встретил такого же, как и я, почти студента, с которым мы познакомились пару месяцев назад на подаче документов в аудитории на Мясницкой. Я не помню, как его зовут, помню, что мы долго обсуждали своё поступление и предстоящий отдых. Он не поступил в вышку, а поступил в ФИНЭК. Но он хотел именно туда, потому что любит Санкт-Петербург, и я был рад, что у него тоже всё сложилось удачно.
Я долго не спал, а рассказывал всё вышеописанное соседям по купе — двум мамам, сыновья которых учились на тот момент в десятом классе. На следующий день за все эти дни я наконец-таки успокоился. Но только в приёмной комиссии, когда оригиналы были сданы, а мне было несколько раз, как и многим другим, не верящим, что «уже всё, вы поступили», сказано, что меня ждут на дне первокурсника в зале Российской Академии наук. Впереди был кусочек лета, наверное, самый долгожданный за всю мою небольшую жизнь. Это было тяжёлое время, и многого мне не удалось сказать в силу того, что это было довольно давно.
Мне повезло, потому что я учился у прекрасных преподавателей, и хотелось бы сказать им за это спасибо. Я учил то, что нужно и не слушал никого, кто говорил, что у меня не получится, просто делал и верил.
Спасибо за внимание.
Лицеисты, проголосуйте, пожалуйста, за мою работу.
Это займёт не более 3 секунд.
Заранее благодарен.
Сувалко А.С., студент отделения культурологии, ГУ-ВШЭ.
← Последний звонок | Мария Свириденкова: «Трудно делать выбор, когда число вариантов практически неограничено» → |
- Ключевые слова:
- Блог пользователя Александр Сувалко
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Комментарии
Преактуальнейший пост. Немного длинноват, но автор был изначально заряжен на рассказ, а не на запись блога…
Давно ждал от выпускников подобных исповедей, советов, рекомендаций…
Поддержите, проголосуйте!
Муравейник — куча мусора, а какая посещаемость!
За такой хороший рассказ проголосовал всенепременно. Действительно актуально.
А для, пока еще, 10 классов повод задуматься о следующем учебном годе.
Чудеса там, где в них верят!
Чертовски хороший рассказ! Проголосовал. Задумался.
http://vkontakte.ru/id11416817
Макс, сам прочитал. Теперь, будь другом, друзьям разошли, если можешь)
Пусть тоже почитают и задумаются) А заодно и проголосуют ;)
olya.golomidova@gmail.com
http://vkontakte.ru/golomidova
http://olya-golomidova.gallery.ru/
Среди авторов рассказов, за которые можно проголосовать, есть еще одна выпускница лицея.
Рассказ жизненный, ошибок в русском языке, правда, запредельное количество.
Саша, а где рядом с Красной площадью прекрасный кофе?
Данил, это Кофеин у Детского мира.
Пользуясь случаем, хочу отметить, что рассказ писался за 2 часа.
Ошибок море, это понятно.
Надо было успеть до 12.00, а то у нас со сроками жёстко.
Просто супер!!!! Мне понравилось) дал почитать родителям…спасибо за рассказ и советы