Мысли в тряпочку
Итак, всем доброго времени суток, я вернулся, друзья!
Вот и началась вторая волна предметных олимпиад, на этот раз дистанционных. Про её новости сейчас готовится большая заметка, которая выйдет в самом конце января.
А сегодня я вам приготовил почитать сочинение, написанное для олимпиады, но излагающее те мысли, которые я уже давно хочу сказать окружающим. Итак, приступим.
Прогресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Вы только посмотрите вокруг – всё, чем вы пользуетесь, всё, что любите делать, всё, чем можете связаться с другими людьми: всё плоды прогресса. В этом, бесспорно, нельзя не согласиться с нашим великим русским публицистом XIX века:
Прогресс – неотъемлемое свойство сознательного развития, которое не прерывалось: это деятельная память и усовершенствование людей общественной жизнью
«С того берега»
Да, действительно, можно заметить, что прогресс получал новый толчок только с изменениями в общественной жизни и прежде всего – в сознании. Так, например, Реформация дала человечеству принципиально новую науку, мышление, разум, основанные на трудах Ньютона и Декарта, Бэкона и Вольтера, Лютера и Кальвина.
Ещё пример – электрическая лампочка впервые была изобретена в Англии практически сразу же после постройки первого в мире метро. Люди поняли, что можно путешествовать в пространстве гораздо удобнее, быстрее, экономичнее и надёжнее, что они победили природу – а, стало быть, можно и не спать по десять часов в сутки?
Но у прогресса есть много сторон, и если в одной из его частей сдвиг произошёл, то почему же в другой части что-то должно измениться? Часто бывает и откат назад. Но, для начала, обратимся к одному риторическому вопросу:
Считать ли прогрессом, если людоед научился пользоваться ножом и вилкой?
«Непричесанные мысли»
Только почему этот вопрос я назвал риторическим? На него ответ однозначный дать нельзя.
Если человек научился пользоваться ножом и вилкой, то это, безусловно, технологический прогресс, так как произошло изменение технологии питания человека. Но… но если это не человек, а людоед, наступил даже не застой в моральном прогрессе, но и моральный регресс. Ведь, во всеобщем представлении, людоед – это либо умственно зверь, но внешне человек. Но если этот «внешне человек» обзаводится атрибутами «человека умственно», он становится ещё больше зверем. Подобное случилось, например, в истории нашей страны, в двадцатые годы прошлого века: землю действительно дали крестьянам, фабрики – рабочим, но… какой же ценой? Эти земли и фабрики были разорены недавно прошедшей Гражданской войной, города пришли в запустение, и последней, ранее непогрешимый оплот нравственности – Русская Православная Церковь, была «отделена от государства», атеизм был признан государственной религией, проведение секуляризации церковных земель. Не это ли моральный регресс? И самое страшное то, что то же самое сейчас можно наблюдать и в нашей жизни. Но для начала давайте обратимся ещё к одному высказыванию:
Человек нажимает на кнопку, и жизнь врывается к нему в дом. Может ли такая жизнь сделать его духовно зрелым? Совсем напротив. Весь мир стал для него игрушкой. Нет ничего удивительного в том, что он держится, как ребёнок
«В тени завтрашнего дня»
И ведь правда: из-за электрических приборов, на первый взгляд облегчающих нашу жизнь, мы не можем духовно развиться. Они нам мешают. Подобное я сейчас, к сожалению, могу наблюдать и среди своих одноклассников: им уже намного проще изъясняться междометиями, исковерканными словами, по-английски, в конце концов. И как же печально осознавать, что они все будут ведь ещё и родителями, они будут воспитывать своих детей, некоторые, может даже, и не своих, они, в конце концов, будущее нашей страны!
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришлец осиротелый,
И час их красоты — его паденья час!
Мечты поэзии, создания искусства
Восторгом сладостным наш ум не шевелят;
Мы жадно бережем в груди остаток чувства —
Зарытый скупостью и бесполезный клад.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
И предков скучны нам роскошные забавы,
Их добросовестный, ребяческий разврат;
И к гробу мы спешим без счастья и без славы,
Глядя насмешливо назад.
Толпой угрюмою и скоро позабытой
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
← поездка на базу 8А | И с опозданием примерно на двадцать дней...) → |
- Ключевые слова:
- Блог пользователя Ромик Платунов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Комментарии
Рассуждения о прогрессе «…не как у мальчика, но еще не «мужа»
Старшеклассникам есть чему поучиться.
Ромик, ну ты отжёг!
Зачет!
Муравейник — куча мусора, а какая посещаемость!
Таки Mozilla Foundation и здесь умудрилась устроить мини-рекламу.
По сабжу согласен,очевидное невероятно.